Новорожденный беспомощен, в отличие от многих животных, он не может самостоятельно ходить, питаться, жить. Без родителей он погибнет. Но именно его беспомощность – прямое следствие удивительных возможностей человеческого мозга.
Мозг ребенка в значительной степени освобожден от инстинктов и необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира.
Ребенок сразу же после рождения имеет некоторый опыт, который он получил от своих близких и далеких предков. Это инстинкты. Основными инстинктами в раннем возрасте являются инстинкт самосохранения и исследовательский инстинкт.
Вообще следует сказать, что весь арсенал умений новорожденного просто не поддается описанию. Одни из них угасают, другие сохраняются, совершенствуются и служат ему всю жизнь.
Ребенок инстинктивно реагирует на яркий свет. Включите внезапно свет и веки ребенка мгновенно сомкнуться. Этому его никто не учил, тем более никто не говорил, что глаза надо беречь. Хлопните громко в ладоши, и ребенок вздрогнет и широко раскинет руки, будто хочет ухватиться за вас в минуту опасности. Это инстинкты самосохранения. Они очень важны для выживания ребенка в мире.
У ребенка они проявляется с самого рождения, так как он постоянно нуждается в материнской заботе, боится находиться в темноте, боли, а также высоты . Ребенок умеет «добывать» и переваривать пищу. Есть удивительный фильм венгерских ученых, где только что родившегося малыша кладут на грудь матери. И он кроха, прикладывая огромные усилия, находит сосок, и начинает сосать.
Ребенок умеет «сообщать» матери о голоде, холоде и боли. Все свои потребности он сообщает криком. Однако, со временем малыш начинает по-разному кричать, и мамы по крику малыша начинают его «понимать».
Ребенок умеет двигать ножкам и ручкам, правда очень хаотично. Эти движения нужны малышу для улучшения кровообращения и обмена веществ, тренируют его сердце и легкие, обучают его владеть своим телом.
Новорожденный умеет дышать, чихать, глотать, различать звуки по силе и тону, реагирует на свет, умеет отличать сладкое от кислого и т.д.
И, конечно, у него есть исследовательские инстинкты и потенциальная способность к обучению. Эти важнейшие инстинкты делают новорожденного настоящим человеком, неповторимой и уникальной личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий